Повышение квалификации молодых специалистов
Адаптация персонала – важная составляющая системы управления школой. Для повышения эффективности адаптации молодых специалистов к новым для них условиям работы целесообразно разработать и использовать систему наставничества и коучинга «Молодой специалист новой школы» (МС ОУ).
Цель МС ОУ – адаптация молодых специалистов, т.е. их приспособление к содержанию и условиям образовательной деятельности в школе и непосредственной социальной среде.
Задачи МС ОУ:
- отбор более опытных сотрудников (наставников и коучей) по определенным критериям;
- определение плана наставничества и коучинга молодых специалистов;
- реализация поставленных целей и диагностика результатов.
Критерии на роль наставника и коуча:
- предпочтительно учитель 1, высшей категории;
- желание работать с молодыми специалистами;
- предпочтительно учитель-новатор, -креатор;
- определенный авторитет и эмпатия в педагогическом и ученическом коллективе ОУ.
Наставничество проводится традиционными способами: более опытный сотрудник передает молодому специалисту некоторые полезные знания и умения, полученные в процессе самостоятельного опыта посредством устного или письменного совета, а также наглядного примера. Предварительно наставник анализирует и оценивает уровень профессионализма молодого специалиста, посещая уроки, проводя тематические беседы.
Наставник дает советы по организации дисциплины в определенных классах, работе с талантливыми и «сложными» учениками и т.п.
Коучинг молодых специалистов заключается в максимально полном раскрытии их потенциала. Учитель-коуч может одновременно являться наставником, но преимущественно роли коучей выполняют заместители директора по воспитательной, учебной и научной работе. Коуч в своей работе опирается не на текущие показатели сотрудника, а на его потенциал. Коучами разрабатываются «эффективные вопросы», позволяющие раскрыть молодому специалисту свое отношение к работе и свои возможности. Коучинг показывает реальный профессиональный уровень нового учителя на данный момент и позволяет спланировать и спрогнозировать работу по его развитию.